Целевые субсидии: кого и за что оштрафуют ревизоры?
© burdun / Фотобанк Фотодженика |
Правовым основанием получения субсидий из бюджета является соглашение. Однако положениями Бюджетного кодекса не установлено требования об утверждении единой формы соглашения о предоставлении субсидий, в том числе предусмотренных абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ, в связи с чем на уровне разных публично-правовых образований содержание соответствующих соглашений различаются. При этом ревизоры пытаются квалифицировать в качестве нарушения условий предоставления субсидий несоблюдение учреждением любого из условий соглашения. Вместе с тем, правовые последствия нарушения тех или иных договоренностей, зафиксированных сторонами в соглашении, различны.
Дело в том, что положения бюджетного законодательства РФ различают понятия "условия предоставления субсидии" и "условия использования субсидии" как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.
Так, за нарушение условий предоставления субсидий для их получателей, помимо обязанности по возврату средств в бюджет, предусмотрена административная ответственность по ст. 15.15.5 КоАП РФ. Поэтому не случайно условия предоставления субсидий фиксируются в соответствующем разделе соглашения (Приказ Минфина России от 2 сентября 2022 г. № 135н). А оштрафовать за нарушение условий предоставления субсидии могут как учреждение, так и его должностное лицо, причем одновременно - назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 2.1 КоАП РФ.
А вот правовые последствия нарушения условий использования субсидий различаются в зависимости от того, какие именно условия использования средств нарушены:
Виды нарушений условий использования средств субсидии | Административная ответственность (КоАП РФ) | Гражданско-правовая ответственность |
---|---|---|
Недостижение определенных результатов хозяйственной деятельности | Не предусмотрена | Штрафные санкции определяются в соответствии с порядком предоставления субсидии и соглашением |
Несоблюдение принципов эффективности использования полученных из бюджета средств | Не предусмотрена | Может быть определена порядком предоставления субсидии и/или соглашением |
Несоблюдение целевого характера использования полученных из бюджета средств | Возврат субсидии либо части субсидии, использованной с нарушением целей ее предоставления |
Несмотря на то, что Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утв. Федеральным казначейством 19 декабря 2017 г., содержит прямое указание об отсутствии административной ответственности за недостижение значений показателей результативности использования субсидии, ревизоры все же привлекли учреждение к ответственности по ст. 15.15.5 КоАП РФ. В качестве нарушения условий предоставления субсидии было квалифицировано невыполнение к установленному сроку всего комплекса работ, предусмотренных предусмотренный техзаданием и ПСД. Поводом для штрафа, с точки зрения ревизоров, являлось несоблюдение условия соглашения – субсидия предоставлялась на осуществление капитальных вложений в объекты капстроительства, а соглашением определено, что показателем результативности использования субсидии является стопроцентная техническая готовность объекта к установленному сроку.
Учреждение не оспаривало доводы ревизоров о недостижении показателя результативности, но при этом не согласилось с квалификацией состава административного правонарушения по ст. 15.15.5 КоАП РФ, настаивая на том, что достижение показателей результативности не является условием предоставления субсидий. Суд согласился с доводами учреждения и указал должностным лицам органа финконтроля на то, что учреждением были нарушены условия использования, а не предоставления субсидии.